Качества отбирают простым голосованием всех участников. Затем каждый из них строит матрицу попарных сравнений отобранных качеств. Далее определяют степень обладания кандидатами на вакантную должность этими идеальными качествами.
С явлением перестройки психологии людей мы сталкиваемся намного чаще, чем задумываемся над этим. Любое существенное изменение жизненных условий человека, любой переход с одной ступени социальной структуры на другую, любое переходное возрастное состояние требуют перестройки адаптационных возможностей человека, что немыслимо без соответствующей психологической подготовки. Скажем, поступление ребенка в школу, начало обучения молодого человека в высшем учебном заведении, вступление в брак, смена профессии, занятие (смена) руководящей должности или уход на пенсию требуют большой внутренней подготовки, без которой переход человека в новые условия может дать вместо ожидаемого результата либо прямо противоположный, либо существенно отклоняющийся от желаемого.
Существуют два диалектически взаимосвязанных процесса совершенствования психики: качественный и количественный. Под количественным совершенствованием обычно понимают постепенное наращивание психологических возможностей человека. Следствием качественного изменения психики людей является изменение содержания и результативности их деятельности, совершенствование потенциальных резервов. Перестройка как преобразование психики осуществляется в двух формах: естественного неосознаваемого перехода психики в новое качество и сознательного целенаправленного волевого действия.
Психологические перестройки можно классифицировать так: мотивационные — качественные изменения системы побудителей деятельности человека; содержательные — изменения в понимании человеком новых условий и необходимости действовать в этих условиях (осознание необходимости развития, роста); методологические — замена старых методов новыми или преобразование прежних так, чтобы они работали в новых условиях; перестройки стиля работы, т. е. качественные изменения индивидуального способа комбинации приемов деятельности поведения, общения; образовательные — замена устаревших знаний новыми, соответствующими правилам работы в новых условиях (речь идет о перестройке системы знаний для обеспечения деятельности человека); ориентационные — качественные изменения целевых установок человека.
Конечно, возможна и более детальная классификация по объектному признаку. Важно усвоить систему классификации (по объективному критерию) для того, чтобы в процессах перестроек различать те объекты в психике людей, которые необходимо качественно менять. Это имеет существенное значение для успеха психологической перестройки по целенаправленному признаку.
|