О психологической перестройке руководителей. Как эти общие теоретические положения применить для перестройки психологии тех, от кого в огромной мере зависит исход экономической реформы и социальных преобразований? Непосредственным понятийным механизмом, закрепляющим определенные условия жизнедеятельности людей, являются такие психологические полярности: выгодно-невыгодно, удовлетворен-неудовлетворен, удобно-неудобно, интересно-неинтересно, умею делать-не умею, комфортно-дискомфортно, легко-трудно, безопасно-опасно, престижно-непрестижно, нравится-не нравится, люблю-не люблю и т. п. При возникновении новых условий или угрозе смены данных условий новыми сразу же автоматически включается механизм оценки условий через призму указанных полярностей, что бы сам человек ни говорил об отношении к новой обстановке и новым задачам. Потребности развития заставляют разрывать круг консервативного отношения к восприятию реальности.
К счастью, общество неоднородно в психологическом отношении. В нем всегда есть люди, психика которых настроена на улавливание слабых сигналов из будущего. Они способны отражать не только требования современной жизни, но и потребности будущего развития, жертвовать сегодняшним благополучием ради будущих социально значимых достижений. Именно эти люди дают примеры поведения, которые являются образцами служения обществу во имя его прогресса.
В конечном счете содержание процесса психологической перестройки состоит в качественном изменении всех основных компонентов психики руководителя, а именно: осознания необходимости и сути происходящих процессов, а также меры своего участия в становлении новых форм хозяйствования; ориентации (установок) на деятельность в новых условиях, в частности широкое использование возможностей и резервов человека; мышления как инструмента решения более сложных хозяйственных проблем с более неопределенными последствиями; эмоционально-волевой сферы; способностей к продуктивному общению при существенном расширении демократических начал в управлении; работоспособности руководителей в ситуациях, когда увеличиваются нагрузки на их нервную систему.
Стержнем психологической перестройки руководителей должен стать поворот их сознания к использованию экономических методов управления производством для удовлетворения потребностей людей, исключение установок типа производство ради производства. Перестройка психологии руководителей — частный случай более широкого по масштабам и глубокого по содержанию процесса преобразования в обществе. Благодаря научно-технической революции общество приобрело невиданную по технико-технологическим возможностям базу. Но получение максимального эффекта от этих достижений все более зависит от всех людей, их способности работать по-новому.
|