В разработках по самоменеджменту внимание уделяется гармонизации профессиональных и жизненных целей, целостному подходу к самоорганизации жизни менеджера.
Таким образом, правомерна постановка задачи развития личностного потенциала руководителя как фактора, системно определяющего эффективность деятельности организации и качество жизни ее сотрудников. Следует отметить, что социально-психологические исследования ценностных ориентации у молодежи подтверждают актуальность этой задачи. Большая часть молодежи отдает предпочтение ценности Стать личностью, найти свое место в жизни, другая часть — Добиться материального благополучия, Престиж в обществе и т. д. В условиях предоставленной в настоящее время свободы выбора жизненного пути задача развития личностного потенциала наиболее актуальна именно для молодых руководителей.
Рассмотрим два вопроса. Анализ факторов процесса формирования стратегии развития личностного потенциала руководителя и их практическое значение. Повышение уровня компетентности в самодиагностике на основании процесса осознания необходимости профессионального развития (роста).
Современный подход к проблеме развития личностного потенциала взрослых людей состоит в исследовании этого процесса с позиций саморазвития и самосовершенствования на основе собственных действий, а диагностика компетентности в этой области рассматривается как самодиагностика. Такая точка зрения в корне отличается от той, которая господствовала длительный период в психодиагностике. Точнее говоря, проблема субъекта диагностики в недавнем прошлом вовсе не ставилась — предполагалось само собой разумеющимся, что анализ и оценка результатов тестирования есть прерогатива психолога, а тестируемых можно и не ставить в известность о сделанных выводах. Подобный подход может быть в какой то мере оправдан, когда психодиагностические средства используются для профотбора, но на него никак нельзя ориентироваться, если речь идет о развитии компетентности. Проблема компетентности в диагностике не решается одним лишь информированием участников о результатах тестирования. Суть ее состоит в том, чтобы его участники получили действенную информацию, т. е. такую, на основе которой люди смогли бы сами откорректировать свое поведение. Мы предлагаем использовать пакет методик готовности к личностному росту (ГЛРо), которые являются инструментом формирования компетентности руководителя (менеджера) в области личностного развития. Они обеспечивают руководителя психологическими знаниями о его личностном потенциале. Повышение потенциала возможно после осмысления своей позиции и получения обратной связи. Наглядно этот психологический процесс можно представить на рисунке.
Этот пакет методик предназначен для практического использования следующими лицами: менеджером в развитии личностного потенциала; специалистами по работе с персоналом; специалистами социальных служб государственных и негосударственных организаций (общественных, благотворительных); специалистами коммерческих фирм; практическими психологами при консультировании, экспресс-диагностике; преподавателями различных учебных заведений в учебном процессе.
|