Ценностный анализ
Определение уровня актуальных потребностей
Формирование стратегии личностного развития
Формирование индивидуальной стратегии развития личностного потенциала руководителя в содружестве с психологом
Психолог, сотрудничая с руководителем по формированию индивидуальной стратегии личностного развития, использует следующую модель.
Консультация Первичная беседа по выявлению проблемы, над которой в дальнейшем будет проводиться работа. Заключение устного или письменного соглашения между психологом и клиентом. Уточняющее психодиагностическое исследование по выявленной проблеме. Обсуждение результатов исследования и определение путей и методов решения проблемы. Заключение дополнительного устного или письменного соглашения по коррекционной работе. Коррекционная работа с клиентом. Обучение клиента самостоятельной работе над проблемой. Подведение итогов работы по решению проблемы.
Ознакомление в лекционной форме с современными подходами психологии управления в рамках курсов Социально-психологические основы управления, Самоменеджмент и др. Проведение практических занятий в форме самодиагностики, психологического практикума. Психологический тренинг по программам Тренинг сензитивности, Тренинг партнерского общения, Тренинг личностного роста.
Существующие программы обучения менеджеров в основном ориентированы на повышение психологической компетентности. В то же время необходимо развивать свои способности и повышать уровень удовлетворенности своей работой и жизнью. Таким образом, возникает реальная потребность и возможность для развития личностного потенциала руководителя, удовлетворить которую можно, работая над собой, познавая себя. Как говорили древние, познай себя, и ты познаешь мир. В этом заключается целое направление развития личности.
Исследования психологов показали, что большинство начинающих менеджеров ориентированы на получение психологических знаний для изменения поведения других людей в своих интересах. Приоритеты начинающих менеджеров по результатам психологических исследований, проведенных общественной организацией Психокультура.
Методика УСК (уровень субъективного контроля) выявляет внутреннюю (интернальную) направленность или внешнюю (экстер-нальную) ответственность за происходящие в жизни события.
Методика ТЦО (тест цветовых отношений) выявляет отношение человека к себе, к другим, к окружающему миру.
Методика ценностных ориентации Рокича определяет терминальные и инструменталые ценности конкретного человека.
Методика самоактуализации (по А. Маслоу) определяет уровни актуальных потребностей личности.
Тест Лири определяет типы личностного поведения и отношения к окружающим. Результаты этих методик в работе психолога с руководителем сравнивают с результатами самооценки руководителя по методике, описанной ранее. Самостоятельная работа руководителя по формированию индивидуальной стратегии развития личностного потенциала
Цель создания пакета методик готовности к личностному росту — сформировать компетентность руководителя (менеджера) в области личностного развития, обеспечить психологические знания о его личностном потенциале, сориентировать его на формирование сознательной стратегии личностного развития.