Как показывают исследования, низкая производительность и большая текучесть кадров наблюдаются чаще всего именно у этих двух категорий работников. Вместе с тем каждый руководитель должен знать, что неформальные группировки, объединенные на основе социально-положительного взаимного тяготения (положительных ориентации в оценке друг друга), составляют зародыш формирующегося механизма общественного мнения в группе. Опираясь на эти позитивные явления в жизни группы, руководитель может эффективно способствовать укреплению тенденций становления команды высокого уровня организации.
Очевидно, что структура неформальных отношений с открытыми и скрытыми предпочтениями придает новые импульсы формально-ролевым взаимоотношениям в коллективе. Способность тонко чувствовать и понимать эти процессы, направлять их в позитивное русло общих интересов составляет важную сторону искусства руководства фирмой. Учитывая изложенное, особое внимание следует обратить не только на отвергаемых и изолированных, но прежде всего на лидеров.
Нужно научиться выделять значимые (существенные) качества, которые заставляют людей положительно оценивать достоинства звезд, так как это крайне необходимо для целей ориентированного формирования команд, внутренний микроклимат которых можно направить в позитивное русло общих интересов. По нашему мнению, таких качеств как минимум два вида — лидерские и моральные. Будучи соединены в одном человеке, они делают его привлекательным для остальных членов коллектива, невольно тянущихся к такому человеку. В контексте изложенного критерии выбора нужно определять для выявления в членах социума именно этих качеств, в значительной степени присущих звездам.
Выделяют такие лидерские качества: способность увлекать людей и брать на себя ответственность; способность организовывать процессы, связанные с деятельностью людей; целеустремленность и волевой настрой; понятливость и сообразительность; способность к самосовершенствованию. Моральные (нравственные) качества: доброта, способность охотно оказывать помощь, нуждающимся в ней; надежность; вежливость, тактичность в отношениях; трудовая этика, отношение к труду; сознательность, способность жертвовать своими интересами ради интересов коллектива и фирмы в целом.
|