К каким же результатам должна привести работа по психологической подготовке руководителей к деятельности в новых условиях? Руководители должны суметь перестроить свою психологию так, чтобы она из тормоза превратилась в предпосылку ускоренного развития всех сторон общества. Руководители должны выработать в себе способность к гибкой перестройке своей психологии в условиях динамично изменяющихся обстоятельств. Это особенно важно, поскольку будущее не сулит нам спокойной жизни. Качественные изменения в производстве и управлении будут совершаться все чаще и чаще и соответственно требовать адаптивной психологии руководителей. Руководитель, не будучи профессионалом в области психологии, тем не менее должен уметь перестраивать психологию подчиненных ему работников. В противном случае его самые прогрессивные начинания разобьются о стену непонимания и неприятия, о психологический барьер тех, кто не готов к этим начинаниям.
Перестройка психологии руководителей может быть успешной, если к этому будут прилагать максимум усилий не только они. Им должны оказывать профессиональную помощь те, кто занят подготовкой и переподготовкой руководящих кадров: преподаватели, ведущие работу с управленцами, научные работники, исследующие экономические, социальные, технологические, организационные проблемы.
Необходимо искать новые пути развития потенциала менеджера (руководителя), потому что цена его ошибок и неудач высока и весома для производства. Новые ресурсы можно находить в творческих нестандартных решениях и в личностном потенциале. Его высокий уровень — предпосылка стабильности эмоционально-волевой сферы, опоры на себя, а не на других в принятии важных решений, высокого качества принятых решений, уверенности в своих способностях и осознания личностной ответственности.
В современных теориях и технологиях менеджмента особое внимание уделяется вопросам управления собственными ресурсами руководителя. В учебные курсы по подготовке менеджеров введен новый предмет Самоменеджмент, в рамках которого будущие руководители обучаются работе с внутренними ресурсами для повышения результативности профессиональной деятельности и повышения качества жизни. Так, в Школе бизнеса Открытого университета Великобритании курс обучения начинается именно с учебных предметов, которые направлены на освоение методов управления собственными ресурсами.
Например, в курсе Управление развитием и изменением рассматриваются следующие вопросы: профессиональная компетентность менеджера и ее развитие; обучение в организации; создание эффективных управленческих команд; совершенствование межличностных отношений; проблемы организационных изменений; системный подход в деятельности менеджера; организационное развитие.
|