Для разложения такого целостного явления качественного характера, как сложность труда, на составные части, анализируется содержание выполняемых работ и выделяются общие факторы, в той или иной мере присущие любому виду трудовой деятельности. Поэтому предложенные далее модели оценки сложности труда можно использовать на предприятиях, в учреждениях и организациях различного профиля. Выделением факторов и установлением их весомостей завершается первый этап формирования квалиметрическои модели оценки сложности труда любого специалиста.
Исследования содержания труда, проводимые в течение последних двух десятилетий в различных научно-исследовательских институтах, позволяют остановиться на следующих достаточно универсальных факторах сложности труда специалистов различных категорий (должностных обязанностей): характер работ, составляющих содержание труда; разнообразие (комплексность) работ; самостоятельность выполнения работ; масштаб и сложность руководства; дополнительная ответственность.
При этом первый фактор характеризует технологию трудового процесса, а четыре последующие в большей степени обусловлены организацией труда. Совокупность этих факторов применительно ко всем видам работ, по мнению разработчиков, обеспечивает достаточно полную и всестороннюю характеристику их сложности. В НИИ Труда с участием отраслевых организаций-соисполнителей экспертным путем были получены весомости этих факторов, названные удельной значимостью признака в общей оценке сложности работ.
Квалиметрия (от лат. quails — какой по качеству и греч. metreo — измеряю) — научная область, объединяющая количественные методы оценки качества продукции (Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. — М.: Сов. энцикл., 1975. — С. 129).
ДЛЯ формирования жизнеспособных коллективов, способных функционировать бесконфликтно, недостаточно лишь четко распределить внутри коллектива функции и ответственность. Нужно еще обратить внимание на совместимость сотрудников. К настоящему времени психологической наукой проведено много исследований в области соционики, и разработанную информационную базу следует использовать в практической деятельности по управлению персоналом. В частности, предстоит более четко идентифицировать человека для выявления его принадлежности к тому или иному социотипу, чтобы затем более уверенно отнести его к определенной квадре в целях формирования социума комфортного взаимодействия.
В результате многолетних наблюдений за поведением людей можно определить принадлежность человека к тому или иному социотипу, сравнивая его поведение с определенными стандартами — признаками, характерными для определенного социотипа.
|