На основании полученных данных о себе вы можете оценить вашу реальную стратегию и записать ее в виде формулы (например, в нашем варианте — ВД - СА - ЦА - ПБ - Д(В)Р - Ко).
ВД (влияние на другого) означает, что менеджер ориентирован на приспособление другого к себе.
СА (самооценка адекватная, уровень выше среднего) свидетельствует об открытых возможностях менеджера в приобретении социального опыта с элементами амбициозных проявлений.
ЦА (ценностная оценка адекватная, уровень средний) означает оптимальную готовность менеджера к ценностному развитию.
ПБ (актуальные потребности в безопасности) фиксирует направленность менеджера на потребительское (материальное) отношение к окружающему миру.
Д(В)Р (ведущие ролевые позиции ДИТЯ-ВЗРОСЛЫЙ) свидетельствует о том, что менеджер находится в поиске (не может определиться).
Ко (ведущий стиль личностного общения — конформный) — неуверенный в себе, ожидает помощи и советов.
Осмыслив полученные результаты, вы можете сознательно построить стратегию развития своего личностного потенциала. Рассмотрев реальные результаты исследования по предложенным методикам, можно построить модель стратегии личностного роста, формула которой может быть такой: ВЯ - СА - ЦА - ПС – В (Д,Р) - Ди.
Проанализировав существующие концепции развития личностного потенциала, констатируем, что главным направлением развития в этой области является продвижение по иерархии уровней личностного существования. В основе такого представления лежат взгляды известного психолога А. Маслоу об иерархии потребностей человека. При таком подходе процесс личностного роста рассматривается как восхождение, прорыв на новый уровень личностного бытия, как правило, сопровождаемый перестройкой системы ценностей, пересмотром целей, а также переструктурированием времени и изменением пространства существования.
На практике этот процесс протекает стихийно, однако в самоменеджменте им пытаются научить управлять. Мы предлагаем менеджеру пакет методик ГЛРо (стратегия развития личностного потенциала), который, по нашему мнению, поможет ему выбрать эффективную стратегию развития.
Руководитель на предприятии — ключевая фигура эффективного управления, выступающая в двух ипостасях: как субъект принятия стратегических и тактических решений; организатор эффективной трудовой деятельности персонала по выполнению принятых решений. Поэтому особое внимание следует уделять оценке и самооценке руководителей, подбору работников на руководящую должность, развитию потенциала руководителя.
С помощью методики каскадной самооценки руководителя Е. Жарикова руководитель может выяснить соответствие его устремлений действительной сущности управленческой деятельности на дифференциальном уровне, детализирующем работу руководителя. Предложенная Е. Шарапатовой модифицированная каскадная оценка учитывает неравнозначную весомость параметров оценки качеств и концентрирует внимание на поиске претендента, уже запрограммированного психологически на выполнение сложной управленческой работы.
При подборе руководителя большое значение имеют не только устремления претендента, но и его профессиональные и личные качества, а также результаты труда, которые оцениваются количественными методами. Для лучшего усвоения оценочных технологий при подборе руководителей предложена соответствующая деловая игра по оценке кандидатов на вакантные должности с участием учащихся.
Качества руководителя не только даны природой, но многие из них развиваются, поэтому необходима серьезная психологическая перестройка руководителя и настройка его на использование методов управления во имя интересов людей, а не только ради производства. Поэтому вполне правомерна постановка задачи развития личностного потенциала руководителя как фактора, системно определяющего эффективность деятельности персонала предприятий и повышение качества жизни работников. В этом случае предлагается использовать методику формирования индивидуальной стратегии развития личностного потенциала руководителя в содружестве с психологом, а также методику самостоятельной работы руководителя в этом направлении, включающую анкеты личностной направленности менеджера, самооценки 10 личностных качеств, ценностных ориентации, актуальных потребностей, личностного общения, а также методику интерпретации результатов исследования готовности руководителя к формированию стратегии развития личностного потенциала.
|