Такие обозначения, разумеется, условны и излишне образны, но удобны. С их помощью легко построить наглядную приоритетную модель своих склонностей к разным видам работы. Для примера приведем такую модель, построенную по данным испытуемого.
Рассмотрим методику оценки руководителя и деловую игру по подбору кандидата на руководящую должность, основанную на разработках А. Кибанова.
Оценка деловых качеств руководящих работников основана на факторах, характеризующих работника, обладающего определенными знаниями, навыками, способностями; вид и содержание трудовых функций, которые он фактически выполняет; конкретные результаты его деятельности. Оценка производится на основе комплексного (интегрального) показателя, который можно получить объединением двух частных оценок. Первая определяет показатели, характеризующие работника, т. е. степень развития его профессиональных и личных качеств (П) и уровень квалификации (К), вторая — показатели, характеризующие выполняемую работу, т. е. результаты труда работников (Р) с учетом уровня сложности выполняемых ими функций (С).
Каждый элемент комплексной оценки имеет определенный набор признаков и соответствующую шкалу для их количественного измерения. При расчете комплексной оценки значение каждого элемента выражается в долях единицы.
Каждый признак профессиональных и личных качеств (для руководителей — 5, для специалистов — 6) имеет три уровня (степени) проявления и оценивается по принципу отклонения от среднего значения. При соответствии конкретного признака среднему уровню его количественную оценку полагают равной 1, выше среднего — 1,25, ниже среднего — 0,75.
Оценка по совокупности признаков, определяющих профессиональные и личные качества работников (П), производится суммированием оценок признаков, умноженных на их удельную значимость: где / — порядковый номер признака, i= 1,2,..., п (для руководителей п - 5, для специалистов п — 6); а- — количественная мера признака у работника; j — уровень (степень) проявления признака, j =1, 2, 3; X — удельная значимость признака в общей оценке, долей единицы.
По уровню образования работников подразделяют на две группы: имеющие среднее специальное образование (I группа); имеющие высшее или незаконченное высшее (IV-V курс вуза) образование (II группа). В соответствии с тем, в какую из указанных групп попадает работник, ему присваивается количественная оценка по этому признаку — 1 или 2.
|