Но еще более интересным оказался анализ результатов, полученных испытуемым по всем трем бланкам. Общая сумма баллов по бланку 3 у него составила 180, т. е. 36%. Итак, три результата: 100, 62 и 36 %. А ведь это самооценка желания одного и того же человека заниматься одним и тем же делом.
Только представлен этот объект желания на разных уровнях детализации.
В общем, испытуемый хотел бы заниматься руководящей работой (желание максимальное — 100%). Дифференцированная оценка (бланк 2) показывает, что он не так уж жаждет осуществлять все основные виды управленческой работы в равной мере. Еще большая детализация (бланк 3) выявляет, что даже ту часть работы, которую испытуемый хотел бы выполнять с максимальным желанием, он вовсе не намерен делать полностью. Так, заявив (на бланке 2), что он хотел бы максимум усилий отдавать организаторской работе, на бланке 3 максимальное значение испытуемый дает единственному пункту этой группы признаков организаторской работы, а именно отдавать команды и распоряжения. Такие изменения в самооценках на разных уровнях детализации не случайны. Раскрытие их смысла имеет существенное значение для руководителя. В чем же оно заключается?
Предоставим слово испытуемому: После самооценки я, пожалуй, впервые всерьез задумался о ее значении. Выходит, что, говоря о своих желаниях заниматься каким-либо делом, мы отождествляем его с тем, что нам в этом деле более всего нравится. Поэтому общие самооценки и оценки мало практичны. Нас подводит наш несовершенный способ оценивания себя и неточный язык. Для меня конструктивными оказались самооценки на дифференциальном уровне. Я понял, что вряд ли буду делать не интересную мне работу так же тщательно, как то, что мне нравится. А делать надо все. Значит, необходимо подобрать в аппарат управления людей, склонных выполнять, прежде всего, те работы, которые мне не очень импонируют. Тогда все необходимое будет охвачено, и каждый будет заниматься тем, чем хотел бы, в максимальной степени.
Добавим к этим словам совсем немного. Наглядно видно, что методика каскадной самооценки построена на дифференциальном уровне так, что результаты самооценки позволяют выявлять предпочтение человеком одних видов управленческих работ другим. Для удобства поставим в соответствие разновидностям управленческой работы определенный тип руководителя. Тогда картина будет выглядеть так: каждому пункту бланка 2 и каждой группе бланка 3 соответствуют следующие типы: мыслитель, штабной работник, организатор, кадровик, воспитатель, снабженец, общественник, новатор, контролер, дипломат.
|